главная
АвторСообщение
администратор




Сообщение: 73
Зарегистрирован: 03.10.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.10.08 16:33. Заголовок: Неаполитанская опера


Если во Франции во главу угла ставилось зрелище, то во всей остальной Европе - ария. Центром оперной деятельности на этом этапе стал Неаполь, а первым мастером нового стиля - А.Скарлатти (1660-1725). Он родился в Сицилии, но вскоре перебрался на север. Потеряв службу в Риме у экс-королевы шведской Кристины, он обосновался в Неаполе. Осознав, что оперные либретто подчинены жестким нормам "серьезной оперы" (opera seria), Скарлатти сосредоточил свои усилия на музыкальной стороне оперы. В наибольшей степени его привлекала мелодия, а не речитатив. В его творчестве окончательно сформировался тип арии da capo, где за первой частью следует контрастный раздел, часто в миноре, а затем повторяется первая часть. У Скарлатти закрепилась также форма простой "итальянской" оперной увертюры - трехчастной, с чередованием темпов "быстро - медленно - быстро". К 46 годам Скарлатти был автором 88 опер (многие из них утеряны). Затем, после второго своего приезда в Рим, где на него произвело сильное впечатление прозрачное мелодическое скрипичное письмо А.Корелли, Скарлатти создал несколько последних опер для Неаполя - Кир (1714), Телемак (1718) и Гризельда (1721).
Среди других авторов, сделавших формы и мелодический стиль неаполитанской оперы-сериа (opera seria) популярными во всей Европе 18 в., - итальянцы Н.Порпора (1686-1766), Н.Йоммелли (1714-1774) и особенно сын Алессандро - Доменико Скарлатти (1685-1757), а также немцы И.Гассе (1699-1783) и Г.Ф.Гендель (1685-1759). Вклад Генделя наиболее значителен. Начав свою профессиональную деятельность как оперный скрипач, Гендель с 1707 по 1710 странствовал по Италии. В возрасте 25 лет он прибыл в Лондон, где через некоторое время получил монопольное право на постановку итальянских опер. Там он сочинил оперу Ринальдо (1711), за которой последовало множество опер, в которых разнообразие и богатство гармонического письма сопутствуют феноменальной вокальной виртуозности и где сглаживается до неуловимости противоречие между потребностями драмы и музыки, как в операх Моцарта. Ацис и Галатея (1721), Юлий Цезарь (1724), Аэций (1732) и Альцина (1735) с успехом ставятся и в наше время.
В любом исследовании, посвященном т.н. неаполитанской школе, говорится о решающей роли либреттиста в создании оперы. В "лирических трагедиях" Люлли текст был весьма важным фактором: он придавал оперному представлению высокий нравственный пафос, сообщал ему единство времени и места действия, в нем должны были строго соблюдаться стихотворные ритм и размер. Около 1700 в Неаполе возникла настоящая "фабрика либретто", основанная А.Дзено (1668-1750) и достигшая вершины в деятельности последователя Дзено - П.Метастазио (1698-1782). Неаполитанцы постоянно писали либретто для разных композиторов - от Скарлатти до Глюка. Ими был выработан четкий стандарт: сюжет должен был строиться вокруг главной темы и избегать вставных зрелищных эпизодов и побочных комических линий, которые были характерны для венецианского и французского стилей. Каждая сцена оперы обычно состояла из речитативного диалога, после которого следовала ария da capo. И Дзено, и Метастазио были скорее поэтами-историками, нежели драматургами. Множество условностей, типичных для итальянской оперы 18 в., должно быть отнесено на их счет.
Из Неаполя берет свое начало еще один вид оперы - опера-буффа (opera-buffa), возникшая как закономерная реакция на оперу-сериа. Увлечение этим видом оперы быстро охватило города Европы - Вену, Париж, Лондон. От своих прежних властителей - испанцев, которые правили Неаполем с 1522 по 1707, город получил в наследство традицию простонародной комедии. Порицаемая строгими педагогами в консерваториях, комедия, однако, увлекала студентов. Один из них, Дж.Б.Перголези (1710-1736), в возрасте 23 лет написал интермеццо, или маленькую комическую оперу Служанка-госпожа (1733). И прежде композиторы сочиняли интермеццо (их обычно играли между актами оперы-сериа), однако творение Перголези имело сногсшибательный успех. В его либретто речь шла не о подвигах древних героев, а о вполне современной ситуации. Основные персонажи принадлежали к типам, известным по "комедии дель арте" - традиционной итальянской комедии-импровизации со стандартным набором комических амплуа. Жанр оперы-буффа получил замечательное развитие в творчестве таких поздних неаполитанцев, как Дж.Паизиелло (1740-1816) и Д.Чимароза (1749-1801), не говоря уже о комических операх Глюка и Моцарта. Французской аналогией оперы-буффа явилась "комическая опера" (opra comique). Такие авторы, как Ф.Филидор (1726-1795), П.А.Монсиньи (1729-1817) и А.Гретри (1741-1813), приняли близко к сердцу перголезиевскую насмешку над традициями и выработали собственную модель комической оперы, которая в соответствии с галльскими вкусами предусматривала введение разговорных сцен вместо речитативов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 6 [только новые]


администратор




Сообщение: 75
Зарегистрирован: 03.10.08
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.10.08 17:49. Заголовок: Сан Карло (итал. Tea..


Сан Карло (итал. Teatro di San Carlo) — оперный театр в Неаполе. Был построен по приказу Карла III для замены обветшавшего театра Сан Бартоломео (1621). Открылся 4 ноября 1737 г. с перелицовки оперы Метастазио. На то время в театральном зале помещалось до 3300 зрителей, что делало театр самым просторным в мире.

Современный интерьер


В живописи


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Возраст: 18 лет
В игре: синьора со скрипкой
О себе: А та, кого мы музыкой зовем за неименьем лучшего названья, спасет ли нас? (с)





Сообщение: 67
Зарегистрирован: 02.02.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.10 01:50. Заголовок: Творчество А. Скарла..


Пытаясь представить, что же будет творится в Сан-Карло и как выглядит оперный спектакль в "наше время".

Творчество А. Скарлатти положило основание прославленной неаполитанской школе, которая на рубеже XVII и XVIII вв. заняла главенствующее место, принадлежавшее ранее венецианской школе.

Основная черта оперы: снижение важности текста (либретто), его сюжета, темы, логики и прочего. В Неаполе действует четыре консерватории, исправно выпускающие певцов-виртуозов, и опера становится местом для демонстрации их вокального мастерства - голоса и всех его возможностей. Это – цель, а спектакль – повод и среда. Лучшие итальянские певцы владеют даром импровизации прямо в рамках спектакля. Им подражают не самые лучшие певцы, зачастую доходя в исполнении до курьеза. В своей импровизации певцы доходят до противоречия самому исполняемому произведению, замыслу композитора и художественной оправданности. Замечательные итальянские певцы прославились по всему миру не только прекрасными голосами, но и высочайшим вокальным мастерством, получившим название bel canto. Однако на протяжении XVIII в. искусство bel canto постепенно принимало все более внешний, виртуозный характер.

Что из всего этого следовало?

В Неаполе сформировалась так называемая «серьезная» опера (орera seria). В ней преобладали античные мифологические и средневековые героические сюжеты, зачастую сводимые к бессодержательным любовным интригам. Кому нужно содержание, если оно – лишь повод для блестящих виртуозных арий? Никаких попыток создать нечто вроде исторического колорита тоже никто не делал.

Стандартная опера представляла собой чередование следующих элементов (хоры и ансамбли почти отсутствуют как класс):

- речитатив (в сопровождении клавесина или оркестра). Являет собой связку сюжета. Рассказывают, что происходит, когда, перечисляют какие-то основные сюжетные моменты. Само отношение публики к этому элементу оперы можно понять по тому, что в моменты речитатива в театре принято выходить из лож, чтобы поесть или даже поиграть в карты, бурно разговаривать и на сцену вообще не сильно смотреть.

- арии и дуэты. Выражают чувства героев. Собственно, для них все и создается. Сосредотачивают внимание на чувствах в определенных ситуациях: возвышенная любовь, благородная скорбь, воинственный порыв, мучение ревности, идиллическая созерцательность и т.п. Эти эмоции в процессе оперной эволюции вырабатывают ряд типичных воплощений, кочующих из оперы в оперу.

Насколько равнодушны были и исполнители и слушатели к стилистическому единству музыки, можно судить по тому, что в 20-х гг. XVIII в. распространился тип опер, в которых все акты принадлежали разным композиторам. Такие оперы назывались пастиччо («паштет»). Просто брались наиболее удачные для демонстрации вокальных способностей куски разных опер и из них собиралась новая.

К 30-м гг. 18 в. недостатки неаполитанской оперы-сериа были не только замечены современниками, но вызвали сатирические памфлеты и пародии. Оперу называли "концертом в костюмах" из-за засилия певцов, особенно певцов-кастратов, блестящих виртуозов, нарушавших, однако, художественное правдоподобие изображаемых персонажей. Подобное положение вещей сохранялось практически неизменным до реформы Глюка в 1762 году.


Скрытый текст


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Возраст: 18 лет
В игре: синьора со скрипкой
О себе: А та, кого мы музыкой зовем за неименьем лучшего названья, спасет ли нас? (с)





Сообщение: 78
Зарегистрирован: 02.02.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.10 22:41. Заголовок: Долго думала, куда п..


Долго думала, куда поместить, и решила поместить сюда, чтобы не затерялось среди картин в Арте.

Вот как-то так выглядит (если здесь уместно это слово) виртуозное пение в "наше время". Ария Nobil onda из оперы Никола Антонио Порпора "Аделаида".



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Имя: Винченцо дель Боско, маркиз дель Боско, барон делла Корте
Возраст: 43 года
В игре: придворный и не только…
О себе: Счастье есть удовольствие без раскаяния





Сообщение: 356
Зарегистрирован: 21.10.08
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.12.10 07:32. Заголовок: Еще про Сан-Карло Н..


Еще про Сан-Карло

Наиболее монументальным из всех сооруженных в Италии XVIII века театральных зданий был театр «Сан-Карло» в Неаполе, построенный в 1737 году и существующий до сих пор. Размерами и роскошью отделки он превзошел все прочие театры и был до конца XIX века самым большим театром в мире. Сооружали этот театр архитекторы Антонио Медрано и Анджело Карасале — они построили роскошный, помпезный и грандиозный театр, который гармонировал с блеском и пышностью королевского двора. Медрано и Карасале работали по прямому заданию неаполитанского короля Карла III, который был большим любителем театра и стремился построить в своей столице такое театральное здание, которое было бы лучшим среди всех итальянских театров. «СанКарло» имеет сплошной, не разделенный на части, уставленный скамьями партер. Он рассчитан на шестьсот зрителей. Ложи в театре восходят шестью ярусами, отвесно расположенными друг над другом. Они — закрытые, то есть отделенные друг от друга сплошной перегородкой. Всех лож театр насчитывал 185. Против сцены находилась громадная королевская ложа, прорезывающая второй и третий ярусы театра. Ложа была роскошно отделана и соединялась крытой галереей с королевским дворцом. Зрительный зал театра «Сан-Карло» был украшен лепниной, зеркалами, позолоченными канделябрами. По воскресным дням театр освещали 900 свечей, которые отражались в зеркалах, придавая зрительному залу необычайное великолепие. Сцена театра тоже была огромного для той поры размера. В театре не было просцениума.

С именем семейства Бибьена связана реформа перспективных декораций. В ее основе лежал принцип симметрии. Фердинандо Бибьена привел симметричную декорацию в движение — в результате вместо прежней, уводящей в точку, центральной перспективы, появилась боковая или угловая перспектива, придавшая сценической картине асимметричный, но более живописный, плавный и объемный характер. Перспективная живопись стала торжествовать с тех пор всюду — декоратор теперь мог чисто живописным способом изображать самые сложные архитектурные ансамбли. Боковая перспектива расширяла возможности создания иллюзорной глубины сцены. До Бибьены здания на сцене изображались в полном своем объеме, то есть включая и крышу. Он придумал изображать только нижнюю часть здания, а верхняя часть как бы терялась в колосниках сцены. Тем самым создавалось ощущение высоты и громадных пропорций здания. Все эти новации имели чрезвычайно важный результат для оформления сцены и спектаклей. Для декораций всех членов знаменитой театральной семьи Бибьена характерно преобладание архитектурных мотивов. Они изображали дворцы, залы, галереи, замки, храмы, подземелья и тюрьмы.
При всей пышности декораций, в них не было феерического и магического элемента, который был типичен для XVII века. В театре нового века гораздо реже используется и всевозможная машинерия. Технические перемены декораций, как правило, происходили без опускания занавеса. Интерьеры, используемые в спектакле, были достаточно просты. В это время еще не существовало так называемых павильонных декораций. Все они (даже декорации комнат) состояли из написанных задников и живописных боковых кулис, которые могли меняться на глазах у зрите лей. Сцена, как правило, делилась на две части, отгороженные завесой. Пока играли на передней, на задней части сцены можно было подготовить нужный реквизит.

Строительство театров в итальянских городах проходило по устоявшейся схеме: знатная или даже королевская семья строила театр и открывала его для публики, доверив управление одному или нескольким импрессарио, которые затем отдавали владельцам часть прибыли. Такая система имела много несомненных преимуществ, ибо работала быстро и обеспечивала предпринимателю свободу, избавляя его от всякого контроля, однако ее изъяном, не раз обнаруживавшим себя в эпоху барокко, был риск провала из-за некомпетентности импрессарио или из-за переменчивых пристрастий публики, а также денежные потери из-за неудачно спланированного сезона, когда певцам не удавалось ничего заработать
В театре Сан-Карло ложи первых трех ярусов раскупались неаполитанскими и испанскими аристократами, однако и тут владельцы обязаны были платить импрессарио ежегодную ренту и доплачивать за гостей. Публика поскромнее, как и в прочих итальянских театрах, довольствовалась партером или райком, где взималась лишь входная плата.
Само собой разумеется, что ради успеха антрепризы импрессарио должны были постараться изо всех сил и ни в чем не допустить ошибки: следовало составить отличную программу, пригласить (хотя бы на главные роли) самых лучших певцов, истратить немалые деньги на декорации и машинерию и, наконец, подтвердить привилегированные контракты с вельможными владельцами абонементов. Средств обычно было в обрез, и нередко приходилось многим пожертвовать ради основного - то есть ради знаменитых кастрата и примадонны в главных ролях. Постоянных трупп почти не существовало, нужно было нанимать певцов на один сезон, в восьми случаях из десяти длившийся от Рождества до Масленицы. Неаполь в этом смысле был исключением, так как там театр с 1737 года открывался в день св. Карла.
Во избежание излишних расходов импрессарио не мог позволить себе роскоши держать дублеров на случай, если какая-то из знаменитостей подведет, а в итоге всегда жил как на иголках, разрываясь между желанием сэкономить и страхом, что кто-то из артистов заболеет и спектакль придется отменить. Поэтому Сара Гудар писала о певце, кашлявшем во время пения, что когда кашляет премьер, вся опера мучается простудой.
Источником страданий импрессарио становились как экономические трудности предприятия, так и отношения с артистами. Во Франции он обычно мог ими командовать, но в Италии был лишь пешкой в их руках, так что вынужден был постоянно страдать от оскорблений и истерик артистов, а также от их взаимной ревности. Трудно было отыскать антрепренера, которому не пришлось бы терпеть тиранию исполнителей, чья сказочная популярность и пылкий темперамент сделали их властными и неуживчивыми. Сколько требовалось дипломатии, чтобы примадонна согласилась, что споет на одну арию меньше, чем у кастрата! или чтобы secunda donna не роптала, что получит на шестьсот дукатов меньше, чем соперница! Эти и подобные треволнения забавно изображены в комедии Гольдони "Импрессарио из Смирны".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Имя: Винченцо дель Боско, маркиз дель Боско, барон делла Корте
Возраст: 43 года
В игре: придворный и не только…
О себе: Счастье есть удовольствие без раскаяния





Сообщение: 357
Зарегистрирован: 21.10.08
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.12.10 07:41. Заголовок: Элементы декора Сан-..


Элементы декора Сан-Карло:

Летящий ангел королевской ложи


Портал над сценой


Плафон потолка


Королевская ложа с канделябрами


Открытый занавес сцены


Вид на сцену из зрительного зала


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Имя: Винченцо дель Боско, маркиз дель Боско, барон делла Корте
Возраст: 43 года
В игре: придворный и не только…
О себе: Счастье есть удовольствие без раскаяния





Сообщение: 360
Зарегистрирован: 21.10.08
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.12.10 17:02. Заголовок: Либретто "Триумф..


Либретто "Триумфа Камиллы", которую дают в Сен-Карло 6 июня

IL TRIONFO DI CAMILLA, REGINA DE’VOLSCI
(Триумф Камиллы, царицы вольсков)

Джованни Бонончини

Музыкальная драма в 3 д. Либр.: Сильвио Стампилья (итал.)

Первая постановка 27 декабря 1669, тр Сан Бартоломео, Неаполь

Место и время действия Пиперно. столица царства вольсков, VIII век до н. э.

I д. Вблизи загородной резиденции Камилла в одежде пастушки мечтает любым способом вернуть царство, завоеванное Латином. Она спасает от дикого кабана охотящегося поблизости Пренеста. Как и сопровождающий его Меций, принц восхищен отвагой и красотой девушки. Лавиния в страхе: ее возлюбленный Турн, царь враждебных рутулов, опасаясь Латина, скрывается при его дворе под видом рабамавра. Их тайное свидание прервано приходом царя: после победы над врагом он намерен выдать дочь за достойного жениха. Не в силах перечить отцу, Лавиния вызывает ревность Турна. Служанка не может успокоить ее страдания. С помощью принца Камилла под видом Доринды принята при дворе. Она добивается от благодарного за спасение сына Латина согласия помочь вернуть ей трон (узурпатор не узнает ее и не догадывается, что речь идет о троне вольсков). Камилла и Линко в тайне готовят мятеж против захватчиков латинов. Им поможет Меций: он должен ис-пользовать гвардию, предоставленную Латином Доринде, и смуту в народе. Пренест клянется Доринде в любви, а опытная Туллия флиртует с насмешливым Линко. Лавиния в отчаянии. Турн готов выступить против Латина. Чтобы удержать царя рутулов, она признается отцу в своей страсти, вызывая его страшный гнев и угрозы. Царь приказывает Армидору Турну караулить ее.

II д. В галерее дворца Камилла Доринда вглядывается в портреты и статуи предков. Они придают ей мужество для борьбы и мести, но внезапно силы оставляют ее, и она теряет рассудок. Прийти в себя ей помогает Пренест, пришедший на зов Туллии. Когда девушка признается ему в любви, ликующий принц готов, как и Меций, во всем ей помогать. Латин велит Армидору умертвить дочь. Проказник Линко прикидывается вельможей и отвергает любовные притязания Туллии. Не в силах отравить спящую Лавинию, несчастный Турн молит царя взять взамен его жизнь, выдавая себя. Пораженный силой любви, Латин делает своего врага зятем. Камилла и Меций готовят восстание. Пренест добивается Доринды Камиллы, которая разрывается между любовью к принцу и Отчизне. Интерес Доринды к Турну как возможному союзнику вызывает ревность Лавинии. Тем временем Линко и Туллия решают соединиться и предаются беззаботному веселью.

III д. Чтобы удержать престол вольсков, Латин и Турн заключают союз, а Лавиния посылает следить за возлюбленным Туллию, которую Линко осыпает двусмысленными комплиментами. Турн пытается успокоить мятущуюся Доринду, но та внезапно призывает его к союзу с вольсками, обещая руку Камиллы. Туллия подслушивает и, не дождавшись ответа Турна, спешит с доносом о его измене. Турн же отвергает предложение Доринды. Царь и Лавиния велят арестовать заговорщицу, а Линко с Мецием просят Пренеста вызволить пастушку. Туллия и Линко продолжают искусно флиртовать. Освобожденная из тюрьмы принцем, Камилла вынуждена заковать его самого. Не обращая внимания на гнев Пренеста, она раскрывает себя. Подготовка к свадьбе Лавинии и Турна прервана известием Туллии: народ восстал. Во главе с Камиллой и Мецием восставшие побеждают. Пренест готов умереть, но любовь Камиллы берет верх. Браки Камиллы и Пренеста, Лавинии и Турна станут залогом всеобщего мира.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Б А Н Н Е Р Ы

Palantir Рейтинг Ролевых Ресурсов Рекламные объявления форумных ролевых игр Каталог ФРИ - обсуждения, помощь, общение

Borgia [ Сверхъестественное] Персия England prevails! V for Vendetta RPG Crime 25 Вена 1814: Интриги Венского конгресса Coalition Сеймуры. Когда мы были королями